С 01.07.2022 вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон №115-ФЗ, определяющие механизм функционирования платформы Банка России «Знай своего клиента» (далее — Платформа ЗСК). Согласно пункту 1 статьи 7.6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 423-ФЗ) начиная с указанной даты кредитные организации на ежедневной основе обязаны передавать в ЦБ РФ списки всех действующих клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая ИНН и наименование организации или ФИО предпринимателя.
Одновременно с этим банкам предоставляется возможность ежедневно получать от ЦБ РФ информацию об отнесении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к группам риска совершения подозрительных операций, которая может быть использована при осуществлении внутреннего контроля в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени риска совершения клиентами подозрительных операций.
Для реализации указанных выше требований наша компания предлагает применить программное решение – «Адаптер обмена данными с Платформой ЗСК». Адаптер предназначен для передачи электронных сообщений (далее – ЭС) от головных офисов кредитных организаций (далее – КО) в Банк России, в рамках задачи «Ежедневное информирование Банка России о составе и объеме клиентской базы (ФПС «Отчетность»)», и от Банка России в КО, в рамках задачи «Получение информации об уровне риска ЮЛ/ИП», в зоне промышленной эксплуатации Внешнего портала Единой платформы внешнего взаимодействия (Портал «Биврёст») (https://portal5.cbr.ru/).
Функциональные и технические характеристики Адаптера
Передача сведений о клиентах банка
- Ежедневное получение от продуктовых систем банка сведений о действующих клиентах – юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, включая тип клиента (ЮЛ/ИП), ИНН, наименование организации или ФИО предпринимателя. Загрузка данных в Адаптер может производиться по различным каналам, включая файловый обмен, web-сервисы, очереди сообщений, загрузку из хранилища данных банка или из транзитных таблиц базы данных.
- Верификация и исключение повторяющихся данных (в случае, если сведения о клиентах поступают из нескольких филиалов банка и/или от разных продуктовых систем).
- Формирование исходящего пакета электронных сообщений в соответствии с требованиями к регламенту и форматам взаимодействия Платформы ЗСК.
- Шифрование пакета и установка усиленной квалифицированной электронной подписи.
- Передача пакета в ЦБ РФ с использованием REST-сервиса Платформы ЗСК. Отправка сведений может быть инициирована оператором или выполняться в автоматическом режиме по установленному расписанию. В случае временной недоступности сервиса Платформы ЗСК подготовленный пакет может быть передан через личный кабинет участника информационного взаимодействия.
- Получение от Платформы ЗСК сообщения-квитанции о приёме пакета на стороне Платформы ЗСК и изменение статусного состояния пакета в Адаптере.
- Ведение архива переданных сообщений и квитанций об их приёме (включая электронные подписи переданных и полученных сообщений).
- Мониторинг процессов информационного обмена между информационными системами банка и Адаптером, с одной стороны, и между Адаптером и Платформой ЗСК – с другой, включая рассылку уведомлений при возникновении нештатных ситуаций.
Получение информации об уровне риска ЮЛ/ИП
- Ежедневная автоматическая загрузка входящих сообщений через REST-сервиса Платформы ЗСК в рамках задачи «Получение информации об уровне риска ЮЛ/ИП», включающие следующее сведения о клиентах:
· ИНН клиента;
· тип клиента – ЮЛ/ИП;
· уровень риска – средний или высокий;
· шифр критерия отнесения к группе высокой степени (уровня) риска – цифровой шифр, содержащий коды сценариев риска, определивших отнесение клиента КО к присвоенному уровню риска. - Дешифрование полученных сообщений и проверка электронной подписи.
- Преобразование полученных сообщений в согласованный с банком формат.
- Передача полученных сведений информационным системам банка.