Адаптер обеспечивает интеграцию информационных систем кредитных организаций с Федеральной государственной автоматизированной системой «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности (ИС «Одно окно») в части осуществления перевода денежных средств на основании распоряжений, составленных клиентами-экспортерами в результате взаимодействия с ИС «Одно окно».
Порядок взаимодействия участников с информационной системой «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.09.2022 №142н. Требование законодательства по обеспечению взаимодействия банков, иных кредитных организаций с ИС «Одно окно» вступают в силу с 1 апреля 2023 года.
Информационный обмен с ИС «Одно окно» выполняется через СМЭВ. Оператором системы является АО «Российский Экспортный Центр»
Применяемые виды сведений СМЭВ
Получение заявки на взаимодействие с ИС «Одно окно» | urn://x-artefacts-rec-ru/PayService/ApplicRegistr |
Предоставление информации, необходимой для перевода денежных средств, или информации о начислении | urn://x-artefacts-rec-ru/PayService/PayDocinfo |
Предоставление информации, необходимой для перевода денежных средств с акцептом плательщика | urn://x-artefacts-rec-ru/PayService/PayDocAccept |
Получение запроса на предоставление информации, необходимой для перевода денежных средств | urn://x-artefacts-rec-ru/PayService/ExportPayDoc |
Получение информации о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств | urn://x-artefacts-rec-ru/PayService/AcceptPay |
Предоставление запроса на получение информации об исполнении распоряжения о переводе денежных средств | urn://x-artefacts-rec-ru/PayService/ExecPay |
Сценарии взаимодействия
Участники процесса:
ИС «Одно окно» – Федеральная государственная информационная система «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности.
Клиент – участник внешнеторговой деятельности, зарегистрированный в ИС «Одно окно» и имеющий расчетный счет в Кредитной организации.
Кредитная организация –осуществляет информационный обмен с ИС «Одно окно» в части исполнения распоряжений Клиентов по переводу денежных средств, связанных с внешнеторговой деятельностью.
Бизнес-система – информационная система Кредитной организации, отвечающая за проведение безналичных платежей.
ДБО – система дистанционного банковского обслуживания Кредитной организации.
Адаптер – программный комплекс, обеспечивающий информационный обмен между ИС «Одно окно» и Кредитной организацией через СМЭВ.
Перед началом информационного обмена с ИС «Одно окно» Кредитная организация должна передать заявку на подключение. Для этого применяется вид сведений СМЭВ «Получение заявки на взаимодействие с ИС «Одно окно».
Основной сценарий:
- Бизнес-система передаёт в Адаптер запрос на подключение. Этот же запрос может быть создан оператором непосредственно в Адаптере через пользовательский интерфейс. В заявке указывается БИК банка и ссылка в сети Интернет на канал дистанционного банковского обслуживания. Адаптер транслирует полученный запрос в ИС «Одно окно» через СМЭВ.
- В ответном сообщении ИС «Одно окно» возвращает уникальный регистрационный номер участника взаимодействия. В дальнейшем этот регистрационный номер будет использоваться при любом обращении к ИС «Одно окно».
После получения подтверждения информация о Кредитной организации становится доступна пользователям ИС «Одно окно» (Клиентам), которые получает возможность выбрать данный банк для направления в его адрес распоряжений о переводе денежных средств, составленных с использованием сервисов ИС «Одно окно».
Альтернативный сценарий:
С использованием данного вида сведений Кредитная организация также может направить сообщение о временном приостановлении взаимодействие с ИС «Одно окно» (например, в случае проведения каких-либо технических работ) или изменить ссылку на канал дистанционного банковского обслуживания.
По данному сценарию Клиент направляет в Кредитную организацию информацию для перевода денежных средств без указания конкретного счета списания. Такое сообщение должно трактоваться Кредитной организацией как направление счета на оплату (по аналогии с ГИС ГМП и ГИС ЖКХ). В дальнейшем для выполнения платежа Клиент должен самостоятельно войти в систему ДБО, выбрать счет списания и подтвердить оплату.
Взаимодействие осуществляется в рамках вида сведений СМЭВ «Предоставление информации, необходимой для перевода денежных средств, или информации о начислении» по следующему сценарию:
- Адаптер получает от ИС «Одно окно» сообщение, содержащее информацию для перевода денежных средств или данные о начислении (далее – «Счет»), на котором установлена усиленная квалифицированная электронная подпись (далее – «УКЭП») уполномоченного представителя Клиента.
- Адаптер проверяет установленную на Счете УКЭП. В случае отрицательного результата Адаптер передаёт в ИС «Одно окно» сообщение с отказом в приёме Счета. Если проверка УКЭП прошла успешно, то Счет передаётся в Бизнес-систему.
- Бизнес-система выполняет проверку реквизитов Счета и по её результату возвращает в Адаптер квитанцию о приёме или отказе в приёме к исполнению. Адаптер передает квитанцию в ИС «Одно окно».
Дополнительно, в случае получения информации о начислении, Бизнес-система выполняет запрос в ГИС ГМП для проверки актуальности начисления (начисление ранее не оплачено) и получения значения бюджетных реквизитов платежа. Запрос выполняется по уникальному идентификатору начисления. - Бизнес-система передаёт в ДБО запрос на создание черновика платежного документа в соответствии с полученными платежными реквизитами.
- Клиент по ссылке, которую Кредитная организация указала при подключении к ИС «Одно окно» (Сценарий 1), заходит на страницу системы ДБО, выбирает счет списания и подтверждает оплату.
Альтернативный сценарий:
В случае, если Счет становится неактуальным или Клиент передумал осуществлять платеж, ИС «Одно окно» направляет в Кредитную организацию сообщение об отзыве ранее направленного Счета с указанием статуса «Отозван».
Клиенты могут направлять в Кредитную организацию распоряжения на перевод денежных средств, составленных и предварительно акцептованных ими с использованием сервисов ИС «Одно окно». Согласно принятому регламенту инициаторами передачи акцептованного распоряжения могут быть только те Клиенты, которые подтвердили в ИС «Одно окно» свои полномочия по распоряжению денежными средствами на своем расчетном счете, указав срок его действия.
Взаимодействие осуществляется в рамках вида сведений СМЭВ «Предоставление информации, необходимой для перевода денежных средств с акцептом плательщика» по следующему сценарию:
- Адаптер получает от ИС «Одно окно» предварительно акцептованное распоряжение Клиента на перевод денежных средств (далее – «Распоряжение»). Распоряжение содержит всю необходимую информацию для перевода денежных средств, в том числе номер расчетного счета, и подписано усиленной квалифицированной подписью плательщика.
- Адаптер проверяет установленную электронную подпись. В случае отрицательного результата Адаптер в автоматическом режиме передаёт в ИС «Одно окно» сообщение с отказом в приёме Распоряжения к исполнению. Если проверка УКЭП прошла успешно, то Распоряжение передаётся на исполнение в Бизнес-систему.
- Бизнес-система выполняет проверку платежных реквизитов Распоряжения и по её результату передаёт в Адаптер сообщение о приёме или отказе в приёме Распоряжения к исполнению.
- Адаптер транслирует это сообщение в ИС «Одно окно».
Распоряжение Клиента не может быть отозвано после направления Кредитной организацией в ИС «Одно окно» сообщения о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств (Сценарий 5). В случае не поступления данной информации в период времени, установленный законодательно, плательщик получает возможность в ИС «Одно окно» направить соответствующее распоряжение повторно иному участнику (банку).
Кредитная организация перед осуществлением платежа имеет возможность проверить статус (актуальность) и реквизиты Счета или Распоряжения, полученного от Клиента в рамках Сценариев 2 и 3. Запрос выполняется по номеру электронного счета, полученного от ИС «Одно окно».
Для выполнения запросов применяется вид сведений СМЭВ «Получение запроса на предоставление информации, необходимой для перевода денежных средств».
Также данный вид сведений может применяться в тех случаях, когда плательщик предоставляет Счет или Распоряжение в банк на бумажном носителе.
По факту приема к оплате Счета или Распоряжения Клиента, полученных в рамках Сценария 2 и Сценария 3, Кредитная организация должна направить в ИС «Одно окно» соответствующее сообщение с применением вида сведений СМЭВ «Получение информации о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств».
Ограничения:
- кредитная организация принимает к оплате Счет или Распоряжение только в случае достаточности средств на счете Клиента. Частичная оплата со стороны плательщика не допускается;
- после того, как данное сообщение будет принято в ИС «Одно окно», отзыв платежа Клиентом и применением сервисов ИС «Одно окно» не допускается.
Клиенты с использованием сервисов ИС «Одно окно» могут направлять запросы об исполнении ранее направленных в Кредитную организацию распоряжений. Каждый запрос в обязательном порядке содержит вложенную усиленную квалифицированную электронную подпись Клиента. Запросы могут поступать по любым ранее данным распоряжениям Клиента, составленным не только с использованием ИС «Одно окно».
Взаимодействие осуществляется в рамках вида сведений СМЭВ «Предоставление запроса на получение информации об исполнении распоряжения о переводе денежных средств» по следующему сценарию:
- Адаптер получает от ИС «Одно окно» запрос на получение информации об исполнении ранее направленного распоряжения (далее – «Запрос»).
- Адаптер проверяет установленную электронную подпись. В случае отрицательного результата Адаптер в автоматическом режиме передаёт в ИС «Одно окно» сообщение с отказом в приёме Запроса. Если проверка УКЭП прошла успешно, то Запрос передаётся в Бизнес-систему.
- Бизнес-система формирует ответное сообщение и передает его в Адаптер.
- Адаптер транслирует это сообщение в ИС «Одно окно».